понедельник, 23 ноября 2015 г.

Неподалеку от города на семи холмах, Лиссабон

История АЯ-волонтера Маши, которая поделилась с нами воспоминаниями о своем первом волонетрском опыте участия в международном проекте в Португалии:

"... Я окончила университет, устроилась на работу, начались трудовые будни... В какой-то момент я осознала, что мне катастрофически не хватает той атмосферы, тех эмоций и того драйва, которые мне давало волонтёрство. И это понимание подтолкнуло меня к решению поехать наконец в зарубежный проект....
И вот настал день Х. Честно признаюсь: сначала было безумно страшно. Но вечером, сидя в поезде и анализируя прошедший день, я поняла, что в общем-то бояться было нечего, и гулять по незнакомому городу одной совсем не страшно, а очень интересно. Я отправилась гулять по Лиссабону. Сначала я удивилась, зачем мне советовали ехать на трамвае даже небольшие расстояния, но, когда я вышла из метро и увидела, что мне придётся идти в гору с уклоном в 45 градусов (если не больше), я поняла, как сильно я ошибалась... Лагерь был реставрационный: мы ремонтировали фонтан. Когда мы закончили работу над фонтаном, практически вся деревня собралась на его торжественное открытие. Приехал даже мэр областного центра.
Но на этом моё путешествие не закончилось. В 6 утра я уже летела в Париж, и я могу сказать только одно: Париж - это Париж, и в этом городе, на мой взгляд, нужно побывать обязательно, хотя бы проездом, хотя бы ненадолго... Он никого не оставит равнодушным. Ещё долго после возвращения домой я не могла придти в себя, потому что перед глазами у меня стояла Эйфелева башня..."

О волонтёрских программах за границей я узнала достаточно давно, а именно, в самый разгар подготовки к Олимпийским и Паралимпийским Играм в Сочи. Опыт участия в качестве волонтёра в различных мероприятиях, проводимых в России, на тот момент у меня уже был достаточно солидный, и, естественно, я сразу же загорелась идеей поучаствовать в чём-то подобном ещё и за рубежом. Но в первое время, видимо, чего-то не хватало, и дальше желания дело не двигалось...
И вот пролетела Олимпиада, я окончила университет, устроилась на работу, начались трудовые будни... В какой-то момент я осознала, что мне катастрофически не хватает той атмосферы, тех эмоций и того драйва, которые мне давало волонтёрство. И это понимание подтолкнуло меня к решению поехать наконец в зарубежный проект.
Выбрать Португалию мне посоветовала подруга, которая на тот момент уже неоднократно участвовала в подобных проектах (кстати говоря, познакомились мы тоже благодаря волонтерству: работали вместе на Универсиаде в Казани). Она сама хотела поехать именно в эту страну, а заодно и меня на это подбила, когда я сидела и смотрела на кучу самых разных проектов, от обилия которых разбегались глаза, с ужасом думая о том, сколько времени уйдет на то, чтобы просто посмотреть информацию о каждом, и по какому принципу выбирать всего несколько наиболее интересных.
После того, как организаторы прислали мне приглашение в небольшой городок Аррокелаш в 75 км к северу от Лиссабона, встал вопрос покупки билетов. (С подругой мы изначально подавали заявки в разные проекты, поэтому летела я одна.) Прямые билеты до Лиссабона были дорогими, соответственно, в целях экономии лететь нужно было с пересадками. В какой-то момент, пока я выбирала билеты, мне пришла в голову интересная идея взять билеты с долгими по времени пересадками, чтобы успеть посмотреть ещё парочку европейских городов. Поскольку лететь мне удобнее из Шереметьево, список возможных вариантов значительно сократился, и выбор пал на Амстердам и Париж. Для того, чтобы по максимуму успеть осмотреть достопримечательности этих городов, время вылетов пришлось брать крайне неудобное, но соблазн был очень велик, и я решила, что ради такого пару ночей можно и не поспать.
...И вот настал день Х. Честно признаюсь: сначала было безумно страшно. И чем ближе был этот день, тем страшнее мне становилось. Я впервые в жизни летела за границу одна, причём с пересадками, а ещё мне ведь обязательно нужно было выйти в город во время этих пересадок... Уже сидя в самолёте, я подумала, что, наверное, не всё так страшно, как кажется на первый взгляд, и немного успокоилась.
Амстердам встретил меня в общем-то типичной для себя пасмурной и дождливой погодой. В этом городе меня удивило то, что я всё время ходила кругами: куда бы я ни шла, я каждый раз возвращалась к центральному вокзалу, то есть при всём желании заблудиться там было достаточно сложно. Основные достопримечательности, указанные в путеводителях и расположенные в центре города, я осмотрела достаточно быстро, но, поскольку пересадка между рейсами составляла почти 13 часов, я решила просто погулять по городу и уделить время менее известным, но достойным внимания местам. А между тем дождь всё усиливался, но я решила, что это не повод отсиживаться в кафе, и продолжила прогулку. Вообще главной достопримечательностью Амстердама, если так можно выразиться, я бы назвала сам облик города с его каналами и домиками на сваях, который не спутаешь ни с чем другим.
Находившись вдоволь, промокнув и замёрзнув окончательно, я поехала в аэропорт. Сидя в поезде и анализируя прошедший день, я поняла, что в общем-то бояться было нечего, и гулять по незнакомому городу одной совсем не страшно, а очень интересно.

В аэропорту меня ждал не очень приятный сюрприз, а именно: задержка рейса. По расписанию я должна была прилететь в Лиссабон около 11 вечера, а с учетом задержки я сильно рисковала не успеть на метро и остаться ночевать в аэропорту. А я так мечтала о горячем душе и нормальной кровати...

И всё-таки удача мне улыбнулась: рейс задержали всего на час, багаж по прилёту я получила очень быстро и немного за полночь я уже сидела в вагоне метро и ехала в хостел. В описании хостела было указано, что он находится в 500 м от метро и удобнее всего доехать до него на трамвае. Сначала я удивилась, зачем ехать на трамвае такое небольшое расстояние, но, когда я вышла из метро и увидела, что мне придётся идти в гору с уклоном в 45 градусов (если не больше), я поняла, как сильно я ошибалась. Но в час ночи выбора у меня не было, и пришлось идти пешком. Путь с чемоданом занял около получаса, но главным итогом было то, что я добралась до цели.
Рано утром, быстро позавтракав, я отправилась гулять по Лиссабону. Организаторы проекта назначили нам встречу в центре города вечером, поэтому времени было достаточно. Я отметила на карте основные достопримечательности, составила маршрут и начала методично исследовать город. Сначала я очень радовалась яркому солнцу (особенно учитывая тот факт, что лето в Москве в этом году не удалось), но около полудня оно стало печь как-то очень сильно. Кроме того, я поняла смысл выражения "город на семи холмах": в Лиссабоне действительно практически нет ровной местности. Но какие там окрываются потрясающие виды!

И вот, когда я вдоволь насладилась видами и осмотрела все намеченные достопримечательности центра и восточной части города, я сверилась с картой и поняла, что до монастыря Жеронимуш и Беленской башни (а это главные туристические места) идти нужно ещё около 5 км, и я решила, что их я оставлю на день после лагеря, предусмотрительно мною запланированный.
Вечером в условленном месте участников проекта ждал микроавтобус, который и отвез нас в Аррокелаш. Кроме меня, в проекте участвовали представители Польши, Чехии, Словении, Хорватии, Украины, Венгрии, Испании, Французской Гвианы и Тайваня. Также нам помогали местные ребята из Португалии и волонтёры EVS из Македонии и Украины.
Лагерь был реставрационный: мы ремонтировали фонтан. Работали мы в течение 10 дней утром и вечером. Днём, в самые жаркие часы, как это принято на юге, у нас была сиеста. Кроме того, во время лагеря у нас был один выходной, в который организаторы отвезли нас на океан. За время проекта мы очистили и покрасили фонтан, а также облагодили территорию вокруг него: убрали мусор, посадили цветы, поставили скамейки, проложили дорожки. За это время мы подружились, узнали много нового друг о друге и культуре разных стран. А лучше всего познакомиться с кухней других народов нам помог межкультурный вечер, который был проведён в самом начале лагеря. Каждый участник привёз какое-либо традиционное угощение из своей страны и перед всеобщей дегустацией рассказал о нём. Здесь были и чешские вафли, и настойки из Словении и Хорватии, и мини-бананы из Французской Гвианы, и, конечно, тульские пряники.
Когда мы закончили работу над фонтаном, практически вся деревня собралась на его торжественное открытие. Приехал даже мэр областного центра. Нас поблагодарили за проделанную работу и устроили в нашу честь торжественный ужин на площадке около фонтана.

Вообще нужно отметить, что организаторы нас отлично кормили. Все блюда были достаточно простыми, но приготовлены они были отменно. Было очень много блюд из рыбы, мясо в основном готовили на гриле, мы попробовали тортилью, знаменитый португальский десерт Pastel de nata, а один раз нам приготовили так называемый "Русский" салат, который, честно говоря, не имел ничего общего с нашим салатом Оливье, но от этого не потерял своих вкусовых качеств.
После окончания лагеря организаторы также довезли нас до Лиссабона. Мы попрощались друг с другом, кто-то отправился на самолёт, кто-то - на поезд, а я отправилась осматривать главные достопримечательности Лиссабона. В этот раз я взяла проездной на все виды транспорта на сутки, и доехала до монастыря Жеронимуш на автобусе. Как впоследствии оказалось, это было правильное решение: ближайшая станция метро находится в 6 км от монастыря! Прогулявшись до Беленской башни и в очередной раз насладившись красотами Лиссабона, я отправилась в центр, забралась на одну из многочисленных смотровых площадок, где встретила закат, после чего поехала в аэропорт.

Но на этом моё путешествие не закончилось. В 6 утра я уже летела в Париж. Десятичасовая пересадка с учётом приличного расстояния от аэропорта до центра города, а также прочих формальностей, сопутствующих прилёту и вылету, трансформировалась в пятичасовую. Конечно, весь Париж за это время осмотреть при всём желании невозможно, но я могу сказать только одно: Париж - это Париж, и в этом городе, на мой взгляд, нужно побывать обязательно, хотя бы проездом, хотя бы ненадолго... Он никого не оставит равнодушным. Гранд-Опера, Лувр, Нотр-Дамм-де-Пари, Елисейские поля и, конечно, Эйфелева башня. Ещё долго после возвращения домой я не могла придти в себя, потому что перед глазами у меня стояла Эйфелева башня...