четверг, 24 ноября 2011 г.

Африканский день в Рейкьявике


Что я могу рассказать об Исландии. Моим первым впечатлением от нее была насквозь продутая ветром голова. Я ехала в автобусе до Рейкьявика, слушала музыку, пустынные каменистые равнины за окном наводили на мысли о луне. 
Название «Центральная автобусная станция» может смутить человека, незнакомого с Рейкьявиком. Когда сходишь с автобуса, обнаруживаешь за спиной поле, и, в небольшом отдалении впереди – скромные коттеджи, начинающие линии улиц. Чемодан мелко дрожал по  неровному асфальту, когда я решительно топала по направлению к центру; было солнечно и тихо – и ни одного человека на пути. Центр города приближался, наступил и остался позади – улица выходила на залив. Первые люди, которых я увидела  – девочки-волонтеры из Германии.  Я оказалась последним, потерявшимся участником проекта.
Работа на нашем двенадцатидневном проекте заключалась в подготовке фестиваля, посвященного Африке. У WF здесь несколько подобных программ: еще проводится день Латинской Америки, день Азии. Нашу работу нельзя было назвать утомительной, особенно в первые дни. Только начав обсуждать, какие activities можно организовать для фестиваля, мы каким-то мистическим образом вдруг оказывались в Рейкьявикском музее современного искусства, или пялющимися на уток, летающих над прудом, или загорающими рядом с Солнечным Кораблем. Я помню, как мы шутили, что наша команда из 15 человек делает меньше работы, чем два волонтера, приехавших на предыдущий проект. 
Наша работа для фестиваля носила, в основном, творчески-малярный характер. В гараже рядом с нашим жильем мы рисовали бесконечные плакаты, карты, таблички, маски для детей и проч. Этот гараж заслуживает особого упоминания. Стараниями волонтеров прошлых лет это помещение пропиталось непринужденной атмосферой общения и полезного созидания. Утром мы красили и вырезали в задней части гаража. Днем перемещались в среднюю, которая на это время превращалась в площадку для игры на африканских барабанах. Это была еще одна часть нашей волонтерской миссии – обеспечить заряд африканских ритмов на фестивале. Их мы осваивали, сидя в кругу, играя кто на барабане, а кто на перевернутом пластиковом бочке, разрисованном яркими красками, под энергичным руководством волонтера волонтеров и барабанщика барабанщиков, Антонио. Помимо занятий на барабанах, с которыми наша жизнь стала уже намного более загруженной, на второй неделе к ним прибавились занятия африканскими танцами. Кому-то могло бы показаться более логичным, чтобы на африканском фестивале выступали африканцы, или, по крайней мере, кто-то, профессионально занимающийся африканскими танцами. Но не тут-то было: и танцевали тоже волонтеры. Фестиваль, на самом деле, получился больше волонтерский, а не африканский, хотя, местным африканцам, по-моему, там было весело. Не только им, конечно. Но, кажется, я начала с описания гаража. Так вот, после нашей малярной угла и временной барабанной площадки, то есть ближе всего ко входу, располагалось что-то вроде творческой мастерской. Там работал над картинами какой-то исландский художник, который приезжал в гараж на велосипеде. В Рейкьявике нас всегда окружали такие люди.  
У нас была своя квартира – с кухней, столовой, уютной гостиной, одной ванной и одной большой спальней на всех. Еду готовили командами по три человека – и ели мы, надо сказать, как-то не по-волонтерски много. Ребята готовили блюда из национальной кухни – были  буррито,  острющий корейский суп, бесконечная паста и пицца (в нашем лагере они были, почему-то, любимым блюдом американцев), я приготовила блины, под специально привезенную сгущенку. 
Несмотря на насыщенную трудовую жизнь, оставалось достаточно времени для себя – чтобы сходить с бассейн, пробродить по городу с его космическими церквями, симпатичными книжно-сувенирными магазинами, секондхэндными бутиками, атмосферными маленькими кафе и барами, граффити и стрит-артом на каждом повороте, и убранной крупными камнями полосой берега, с видом на Эсью.
На выходных была возможность недорого поехать на экскурсии. Не буду пытаться перечислить места, где мне удалось побывать, тем более что я так и не запомнила ни одного исландского названия. Исландия – это космический сон – тихий, голубоватый, дышащий. Сон о душистых мхах и острых черных скалах, теплых источниках среди зеленых холмов и оглушающих ледяных водопадах, цветах на песочном морском берегу и извергающихся вулканах.  
Место, которое мы выбрали для фестиваля – граффити-парк, - закуток между улицами, весь разрисованный, с зеленой лужайкой и площадкой посередине – мое любимое место в городе. С утра начали подвозить вещи, рисовать указатели мелом, развешивать шарики. Волонтеры раскрасили друг другу лица, надели «африканскую» одежду, в общем, вошли в роль. Были конкурсы, барабаны, танцы, разрисованные лица детей, африканская еда, магазин с африканскими украшениями, разрисованные лица взрослых, полицейский, танцующий в центре барабанного круга, танцы в команде (без падений не обошлось), импровизированные танцы в кругу, танцы в толпе. Была музыка – несколько приглашенных групп. Концерт закончился импровизированным рэпом на всех языках лагеря. Мы угадали, поставив фестиваль на самый теплый день лета. Солнце пекло весь день. У многих из нас обгорели лица, и на них остались узоры от краски. После фестиваля мы были такими убитыми, что человека три заснуло прямо на диване в гостиной. 
Я же в эту ночь не легла спать – у меня был самолет в семь утра, поэтому я решила, что наилучшее решение – это провести эту ночь в клубе. Вообще, летом в Рейкьявике возникает странное отношение к ночи – смотришь за затянутое облаками, но не темнеющее небо – и кажется, что ночи вообще не существует, что в этой волшебной стране время дает тебе в подарок эти неучтенные ночные часы, как шанс, чтобы сделать что-то необыкновенное.  
В четыре утра я села на автобус до аэропорта, я просто засыпала на каждом шагу. До сих пор удивляюсь, как я умудрилась долететь до Москвы, еще не потеряв багаж по дороге. 
Это был мой первый опыт волонтерства, который принес мне очень многое. Осознание того, что полезная деятельность в команде  – это огромная радость, и встречи с людьми, которые изменили мое сознание.    

Наталья Агапова

Комментариев нет:

Отправить комментарий